На ринку авто страхування України не варто очікувати масових банкрутств в 2010р.- експерт

Украинский рынок автострахования в 2010 году не будет отличаться массовыми банкротствами страховщиков, поскольку они значительно оптимизировали расходные части и приняли другие антикризисные меры, считает вице-президент-директор дирекции по страхованию страховой компании "Омега" Анатолий Литвинов.
При этом он констатирует, что характерным для рынка автострахования будет затягивание выплат по формальным причинам, работа над их размером в сторону уменьшения, более жесткая политика в части отказов в выплате страхового возмещения.
"По большому счету, к концу года для страховщиков еще будет возможность работать,  несмотря на значительные диспропорции в портфеле и перевес "моторных" рисков, даже если этот показатель превышает 60%", – говорит эксперт.
По его мнению, в дальнейшем судьба участников рынка будет зависеть от внешних факторов: экономической ситуации в стране и, как следствие, потребительских ожиданий, возобновления кредитования как корпоративного, так и частного сегмента, уровня инфляции.
А.Литвинов подчеркивает, что в отечественной действительности портфель КАСКО и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств длительное время был основным катализатором роста как системных компаний, так и небольших, новых участников страхового рынка.
"Именно эти виды страхования продуцировали финансовые потоки, за счет которых не только держалось, но и активно развивалось большинство украинских страховых компаний. А если говорить о "перекосах" портфеля в сторону автострахования, в той или иной степени он характерен для большинства украинских компаний. Иное дело, что имеющиеся данные о портфелях страховщиков зачастую не всегда корректно отражают реальное положение вещей", – констатирует он.
По мнению А.Литвинова, важно также то, что андеррайтерская убыточность портфеля "докризисного" 2008 года в результате инфляции и резкого понижения курса гривны и, как следствие, значительного роста стоимости ремонта транспортных средств и частого недострахования, у многих страховщиков превысила 100%.
"Если еще учесть и фактические затраты на ведение дела, вознаграждения агентам, у большинства страховщиков портфель более чем убыточен", – отмечает вице-президент СК "Омега".
По его словам, с учетом указанных факторов львиная доля рынка сейчас работает "с колес" и именно за счет привлеченных страховых премий оплачивает текущие убытки. Многие вынуждены затягивать страховые выплаты по виду, ограничивать их в объеме. Кроме того, участились отказы по "формальным" причинам.
"В этом свете текущую рентабельность бизнеса автострахования близкую к нулю (как за 2009 год в целом, так и в начале 2010-го) считают, скорее, достижением компании, чем провалом ее андеррайтерской политики", – отмечает А.Литвинов.
Говоря о тарифной политике страхования КАСКО, эксперт отмечает, что экономические предпосылки указывают на необходимость увеличения тарифов для улучшения показателя по виду и уменьшения доли вида в портфеле.
"Несмотря на это, как и прежде, на похожих условиях страхования у разных страховщиков можно наблюдать существенный "разброс" в тарифной политике: у одного страховщика тариф может составлять 5-5,5%, у другого – 8-9%, у отдельных страховщиков по рисковому сегменту автомобилей при недостаточном стаже вождения клиента и вовсе превышает 10%", – отмечает вице-президент СК "Омега".
При этом он подчеркивает самое неприятное в новой тарифной политике компаний – желание "взять клиента любой ценой", то есть установить, особенно по региональным продажам, исключительно демпинговые тарифы. Если ранее (2007-2008 гг.) демпинг был направлен на захват рынка, теперь же демпинг для многих – единственная возможность не только "спасти" бизнес автострахования и обеспечить регулярные страховые выплаты существующим клиентам, но и сохранить компанию как таковую.
Другой причиной такой политики компаний А.Литвинов называет значительное снижение платежеспособного спроса, поскольку к урезанию расходов на страхование как методу экономии прибегли не только корпоративные клиенты, но и частные лица.
"Как следствие, клиент может получить страховой тариф по КАСКО "на любой вкус", вот только изучить и оценить все новые оговорки, договорные ограничения и особые условия в части выплат страхового возмещения и быть уверенным в дальнейшей финансовой стабильности страховщика и, собственно, возможности оплачивать убытки зачастую проблематично", отмечает А.Литвинов.
Он резюмирует, что, таким образом, ожесточения условий следует ожидать именно в случае стабилизации и роста рынка страхования, а дальнейшее падение рынка или даже сохранение существующих позиций для клиента обернется более чем лояльными тарифными предложениями, гибкими условиями договоров в результате конкурентной борьбы страховщика за клиента.
СК "Омега" создана в 1994 году. Компания входит в двадцатку лидеров страхового рынка Украины. Является членом президиума Лиги страховых организаций Украины, Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, Национального клуба страховой выплаты, Строительного страхового пула, Бюро страховых историй, принимает участие в проекте "Открытое страхование" и является членом Хартии социальной ответственности и деловой репутации участников страхового рынка.
Интерфакс-Украина

АСК “Омега” – Генеральний страховий партнер Spartan Race Ukraine 2020.

11.09.2020

Новий офіс страхової компанії «ОМЕГА»

07.09.2020

Державний фонд сприяння молодіжному житловому будівництву та АСК «Омега» уклали договір про співпрацю

03.08.2020

Клієнт АСК «ОМЕГА» отримав відшкодування в сумі 339 904,67 гривень

26.06.2020