Автострахование в 2009 году: рост или удержание позиций?
Будущее автострахования, как наиболее ходового в свое время вида, хоть и убыточного, интересует сейчас практически всех: и страховщиков, и их клиентов. Ведь компании, опираясь на прогнозы, могут строить планы относительно наполнения своих портфелей, а страхователи, соответственно, просчитывать, пролонгировать ли полис, или отказаться от страхования на какое-то время из-за дороговизны и проблем с выплатами.
В последнее время среди страховых компаний наметилась тенденция к работе с портфелями автотранспортных рисков, к проверке их качества и адекватности принятых на себя рисков. Кроме того, многие в очередной раз задумываются о пересмотре страховых тарифов в сторону повышения. «На сегодняшний момент можно констатировать повышение тарифов основными игроками рынка автострахования на 10-20% от того уровня, который был актуален в первом полугодии 2008 года», — говорит начальник управления рыночных продаж страховой компании “ОМЕГА” Максим Мокий.
При этом по определенным видам автотранспорта (обычно производства стран СНГ и КНР), а также для водителей с плохой (аварийной) страховой историей или недостаточным стажем (до 2-3 лет), тарифы выросли на 50% и даже более, до уровня «отсекающих» нежелательные для компаний риски. А некоторые страховые компании и вовсе ушли с рынка страхования недорогих автомобилей и автомобилей среднего класса, аргументируя это высокой убыточностью.
«Однако это совершенно не означает, что можно прогнозировать дальнейшее увеличение стоимости в среднем по рынку. Я считаю более вероятным появление новых игроков и оживление «дремлющих» старых, желающих поиграть на первый взгляд «прибыльным» автострахованием используя пониженные, а зачастую и демпинговые тарифы», — считает Максим Мокий.
Иными словами, рынок «дешевых» тарифов будет оперативно освоен новыми компаниями под самыми заманчивыми маркетиноговыми «соусами», и, конечно же, это найдет отклик у клиентов, желающих сэкономить на автостраховании, в особенности, когда кризис значительно удорожал как кредиты, так и страховки.
Если же учесть тенденции рынка в целом, то средняя «тарифная температура» останется на существующем сегодня в пределах 5,5-7% от страховой суммы коридоре. Итоговый тариф же как всегда будет зависеть от уровня франшизы, условий и ограничений по конкретному договору.
Говоря о перспективах для страховщиков, то 2009 год скорее всего станет периодом не «развития», а «удержания позиций».
«В основном на это повлияет финансовый кризис, который часто приводит к неплатежеспособности клиентов, и особенно сегмента заемщиков, которым необходимо страховать залог. Кроме того, следует упомянуть, что фактически новых кредитов отечественные банки не выдают. И указанные проблемы позволяют говорить о том, что если сбор премий по автострахованию и покажет рост, скорее всего это будет следствием повышения уровня инфляции и девальвации национальной валюты», — подчеркивает Максим Мокий.
Однако, для «умных» компаний это будет время возможностей и шансов «подчистить» свой портфель, переоценить риски и задуматься о более серьезном подходе к организации ассистанса.
Но иллюзий питать не стоит: прибыльность автострахования для страховщиков резко упадет в любом случае, вследствие снижения курса национальной валюты, что спровоцировало рост цен на запчасти, работы СТО. «Если говорить в общем по рынку — будут предлагаться самые различные условия страхования, ассистанса и всевозможные бонусы для клиентов. И дай Бог, чтобы обещания страховщиков превращались в реальные «дела», в четкое выполнение договорных обязательств», — резюмирует эксперт.
О страховании в деталях