Самые необычные застрахованные объекты в практике украинских СК

Рядовому обывателю всегда было интересно узнавать какие-то необычные факты из практики страховых компаний. Все знают, что СК в большинстве случаев страхуют движимое и недвижимое имущество, разнообразные риски и другие. Но в страховой практике каждого страховщика существуют экстраординарные случаи, узнать о которых было бы, как минимум, интересно. Что же такого необычного страхуют украинские компании и, как определяются параметры такой страховой сделки, узнавал корреспондент портала Тристар.
Практически все опрошенные СК любезно согласились поделиться информацией об уникальных и, не стоит приуменьшать, экстраординарных случаях страхования в своей практике. В основном, конечно, самыми экстраординарными были случаи страхования предметов искусства, и не только ввиду их огромной материальной ценности. По большей мере, такие предметы представляют собой бесценное наследие культуры уходящей эпохи (в случае антиквариата) или современные произведения искусства, которые являются признанными «экспонатами» во многих музеях мира. «Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» передал Софии Киевской аутентичную мебель XVII-XIX ст. для воспроизведения исторических интерьеров в Доме митрополита. Передача мебели стала заключительным этапом реставрации объекта. Среди предметов — старинные шкафы, бюро, стулья, кресла, анфилады, гравюры, столы, зеркала, ковры, сундуки, колонны и т.п. Все предметы были застрахованы в ОАО «АСК «Энергополис» на сумму 780 тыс. евро.», — описывает случай из своей практики страхования транспортировки ценных предметов антиквариата Данильченко Алена представитель АСК «Энергополис».
«Интересно получать запрос на страхование такого объекта, который мы раньше никогда не страховали. Чтобы принять на страхование этот риск, нам нужно собрать много информации о нем, оценить вероятность его наступления и размеры страхового платежа, возможной выплаты. Этот процесс сам по себе очень интересен, особенно, когда заканчивается положительным результатом. Например, однажды мне пришлось страховать ценную скрипку, собственница которой — музыкант известного музыкального коллектива — выезжала на гастрольный тур в Швейцарию. Принимающая сторона поставила условие, чтобы все музыкальные инструменты, особенно если они являются предметами искусства или старины, должны быть застрахованы. Этот инструмент, который мы приняли на страхование, был определен предметом искусства и старины, так как его изготовили по индивидуальному заказу в ХІХ веке. Инструмент был очень интересным и выглядел нестандартно. Собственница была заинтересована в том, чтобы скрипку застраховали на адекватную стоимость. Оценив все риски, мы предложили индивидуальный договор страхования, который удовлетворил клиентку. Гастроли прошли успешно и скрипка вместе с ее собственницей возвратились в Украину», — комментирует экстраординарный случай из своей практики страхования Анжелика Кац, начальник Управления розничного страхования Киевской региональной дирекции АО «СГ «ТАС».
Страхование предметов искусства или старинных музыкальных инструментов крайне важно для сохранения культурного наследия, оставленного нам предыдущими поколениями и СК справляются с этим лучше всего. Председатель правления СК «БРОКБИЗНЕС» Вадим Загребной поделился информацией о страховании картин и дорогого уникального органа в Днепропетровске: «Два года назад мы застраховали старинный орган в Днепропетровске. Немецкая компания-производитель «Зауэр» зарегистрировала его как произведение искусства в каталогах ЮНЕСКО в 1980 г. Эксперты тогда оценили орган в $3,5 млн. В текущем году в Украинском доме были застрахованы экспонаты двух выставок: Древние скифские каменные бабы и картины Врубеля и Яблонской».
«АСК «ОМЕГА» имеет опыт страхования уникальных, не имеющих аналогов, ценных вещей. Мы заключали договора страхования, по которым объектами страхования были картины, антиквариат и ювелирные изделия. Понятно, что уникальные, не имеющие аналогов ценные произведения искусства, антиквариат и ювелирные изделия, могут быть подвержены множеству рисков и в их числе огневые риски, риски противоправных действий третьих лиц, включая кражу и порчу, риски затопления, и риски стихийных явлений.
Даже при самых идеальных условиях хранения, и соблюдении всех необходимых требований охраны, страхование уникального произведения искусства, не имеющего аналогов, является тоже по-своему уникальным. Ведь не каждая страховая компания готова принять под страховую защиту подобного вида имущество и при наступлении страхового случая, в случае утраты или уничтожения застрахованной ценной вещи выплатить ее полную стоимость, либо стоимость ее реставрации. Кроме того, чтобы понимать величину страховой суммы по договору, необходима квалифицированная оценка такого объекта страхования.
Что касается самих потенциальных страхователей, частные владельцы уникальных, не имеющих аналогов вещей и произведений искусства не всегда хотят их кому-либо «светить» по понятным причинам. Поэтому страховая компания, которая берется за страхование уникальных антикварных вещей, картин, несет ответственность за сохранение конфиденциальной информации о страхователе, застрахованных объектах и условиях их сбережения. К договору страхования обычно прилагаются фотографии застрахованных объектов. Фотографии объектов и опросник-заявление клиента обычно запечатываются в отдельный конверт при страхователе, вся документация хранится в специально отведенном закрытом сейфе», — поделилась с изданием своей практикой страхования начальник управления андеррайтинга имущественных рисков АСК «ОМЕГА», Безлобова Светлана Юрьевна.
«Нашей компанией проводится страхование ювелирных изделий на период показа, включая дефиле. И уже совсем в качестве уникального случая страхования мы можем привести пример страхования перевозки живых лягушек во Францию. Основная опасность заключалась в том, что при повышении температуры выше установленного терморежима они могли выйти из состояния анабиоза», — добавляет Ханин Сергей начальник департамента андеррайтинга АСК «ИНГО Украина».
Как показывает практика — СК охотно идут на страхование разнообразных предметов искусства, которые представляют собой культурную ценность, разнообразных образцов нестандартной недвижимости, предметов, которые представляют угрозу здоровью и жизни граждан (к примеру СК «Энергополис» является страховщиком транспортировки радиоактивных топливных элементов для АЭС). В большинстве случаев, определить страховой тариф довольно сложно. Кроме страхового тарифа, большие вопросы возникают и в определении страховой суммы относительно того или иного предмета страхования. В общей практике, СК пользуются данными, которые предоставляют андеррайтинговые отделы и опираются на тарифы перестраховщиков. «Определение тарифов при страхование особых объектов основывается на практике страхования наиболее близких категорий рисков, при этом дополнительно учитываются особенности объекта: особые свойства, подверженность специальным воздействиям, условия эксплуатации и храрения, возможность восстановления и т.д. Для страхования уникальных объектов в мировой практике существуюв специальные методики оценки вероятностей и возможных последствий различных убытоков. При страховании дорогостоящих объектов, зачастую, определяющим становится позиция перестраховощиков (как правило, для уникальных объектов, это Ллойд)», — подчеркивает Сергей Ханин.
СК помогают сохранению культурного наследия и обеспечению уникальных возможностей присутствия у нас в стране различных культурных проектов, обеспечивают гарантии и уверенность в завтрашнем дне для деятелей и ценителей искусства и т.д. Положительный эффект от такого участия страховщиков трудно оценить в рамках материальной ответственности. СК на Украине помогают становлению культуры и обеспечению безопасности на самом высоком уровне.
Андрей Петров: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Страховая компания «ОМЕГА» оспаривает решение НБУ об отзыве лицензии

28.04.2023

Акция для абонентов «Киевстар»

25.12.2022

С Новым Годом!

23.12.2022

АСК «ОМЕГА» — 28 лет!

10.11.2022