На ринку авто страхування України не варто очікувати масових банкрутств в 2010р.- експерт

Украинский рынок автострахования в 2010 году не будет отличаться массовыми банкротствами страховщиков, поскольку они значительно оптимизировали расходные части и приняли другие антикризисные меры, считает вице-президент-директор дирекции по страхованию страховой компании "Омега" Анатолий Литвинов.
При этом он констатирует, что характерным для рынка автострахования будет затягивание выплат по формальным причинам, работа над их размером в сторону уменьшения, более жесткая политика в части отказов в выплате страхового возмещения.
"По большому счету, к концу года для страховщиков еще будет возможность работать,  несмотря на значительные диспропорции в портфеле и перевес "моторных" рисков, даже если этот показатель превышает 60%", – говорит эксперт.
По его мнению, в дальнейшем судьба участников рынка будет зависеть от внешних факторов: экономической ситуации в стране и, как следствие, потребительских ожиданий, возобновления кредитования как корпоративного, так и частного сегмента, уровня инфляции.
А.Литвинов подчеркивает, что в отечественной действительности портфель КАСКО и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств длительное время был основным катализатором роста как системных компаний, так и небольших, новых участников страхового рынка.
"Именно эти виды страхования продуцировали финансовые потоки, за счет которых не только держалось, но и активно развивалось большинство украинских страховых компаний. А если говорить о "перекосах" портфеля в сторону автострахования, в той или иной степени он характерен для большинства украинских компаний. Иное дело, что имеющиеся данные о портфелях страховщиков зачастую не всегда корректно отражают реальное положение вещей", – констатирует он.
По мнению А.Литвинова, важно также то, что андеррайтерская убыточность портфеля "докризисного" 2008 года в результате инфляции и резкого понижения курса гривны и, как следствие, значительного роста стоимости ремонта транспортных средств и частого недострахования, у многих страховщиков превысила 100%.
"Если еще учесть и фактические затраты на ведение дела, вознаграждения агентам, у большинства страховщиков портфель более чем убыточен", – отмечает вице-президент СК "Омега".
По его словам, с учетом указанных факторов львиная доля рынка сейчас работает "с колес" и именно за счет привлеченных страховых премий оплачивает текущие убытки. Многие вынуждены затягивать страховые выплаты по виду, ограничивать их в объеме. Кроме того, участились отказы по "формальным" причинам.
"В этом свете текущую рентабельность бизнеса автострахования близкую к нулю (как за 2009 год в целом, так и в начале 2010-го) считают, скорее, достижением компании, чем провалом ее андеррайтерской политики", – отмечает А.Литвинов.
Говоря о тарифной политике страхования КАСКО, эксперт отмечает, что экономические предпосылки указывают на необходимость увеличения тарифов для улучшения показателя по виду и уменьшения доли вида в портфеле.
"Несмотря на это, как и прежде, на похожих условиях страхования у разных страховщиков можно наблюдать существенный "разброс" в тарифной политике: у одного страховщика тариф может составлять 5-5,5%, у другого – 8-9%, у отдельных страховщиков по рисковому сегменту автомобилей при недостаточном стаже вождения клиента и вовсе превышает 10%", – отмечает вице-президент СК "Омега".
При этом он подчеркивает самое неприятное в новой тарифной политике компаний – желание "взять клиента любой ценой", то есть установить, особенно по региональным продажам, исключительно демпинговые тарифы. Если ранее (2007-2008 гг.) демпинг был направлен на захват рынка, теперь же демпинг для многих – единственная возможность не только "спасти" бизнес автострахования и обеспечить регулярные страховые выплаты существующим клиентам, но и сохранить компанию как таковую.
Другой причиной такой политики компаний А.Литвинов называет значительное снижение платежеспособного спроса, поскольку к урезанию расходов на страхование как методу экономии прибегли не только корпоративные клиенты, но и частные лица.
"Как следствие, клиент может получить страховой тариф по КАСКО "на любой вкус", вот только изучить и оценить все новые оговорки, договорные ограничения и особые условия в части выплат страхового возмещения и быть уверенным в дальнейшей финансовой стабильности страховщика и, собственно, возможности оплачивать убытки зачастую проблематично", отмечает А.Литвинов.
Он резюмирует, что, таким образом, ожесточения условий следует ожидать именно в случае стабилизации и роста рынка страхования, а дальнейшее падение рынка или даже сохранение существующих позиций для клиента обернется более чем лояльными тарифными предложениями, гибкими условиями договоров в результате конкурентной борьбы страховщика за клиента.
СК "Омега" создана в 1994 году. Компания входит в двадцатку лидеров страхового рынка Украины. Является членом президиума Лиги страховых организаций Украины, Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, Национального клуба страховой выплаты, Строительного страхового пула, Бюро страховых историй, принимает участие в проекте "Открытое страхование" и является членом Хартии социальной ответственности и деловой репутации участников страхового рынка.
Интерфакс-Украина

АСК «ОМЕГА» виплатила страхове відшкодування в розмірі 546753,44 гривень

29.09.2021

Електромобілі в ремонті виявилися значно дорожче бензинових авто

28.09.2021

АСК «ОМЕГА» виплатила відшкодування по полісу ОСЦПВ в розмірі 130 000 гривень

16.09.2021

19 серпня 2021 р. проведено навчальний семінар для працівників АСК «ОМЕГА»

25.08.2021