Іспити кожні 15 років і страховий поліс без урахування зношування авто: все про нововведення для водіїв

Жизнь автомобилистов скоро может измениться. В МВД подготовили два законопроекта. Один из них пока на стадии общественного обсуждения, другой, “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”, уже зарегистрирован в Верховной Раде под номером 10196. 

Грядут чипованные права, возрастные ограничения для водителей и новые условия страхования. Все – под аккомпанемент повышения цен.  

Что конкретно предлагают в МВД и как изменения повлияют на автолюбителей? 

Изменение правил выдачи водительских прав

Только лишь за последние два года полицейские изъяли более тысячи поддельных водительских прав. И хотя мошенники не могут скопировать водяные знаки, надпись, которую видно только под ультрафиолетовой лампой, наличие микротекста и другие детали, с каждым годом подделки становятся все качественней. Патрульные на первый взгляд не могут их отличить от настоящих удостоверений. Дельцы заменяют фотографию на настоящих утерянных или украденных правах. В электронной же базе часто нет фотографий водителей. 

Теперь всем, кто получает права в первый раз, и тем, кто их потерял, будут выдавать документы с электронным чипом, чтобы исключить подделку. Но вырастут и цены на права. Если сегодня документ стоит примерно 200-250 гривен, то после принятия законопроекта придется заплатить 912 гривен. Стоимость прав привяжут к прожиточному минимуму. Подорожает также стоимость регистрации транспортных средств и блатные” номера.

Также права собираются исключить из перечня документов, удостоверяющих гражданство Украины. Но подтвердить ими личность все еще будет возможно. Кроме того, если водитель сдавал на права на “автомате”, за “механику” ему садиться будет нельзя. Это укажут в документе. Такая норма вызвала разные реакции у опрошенных нами водителей. С одной стороны, это называют необходимой мерой для безопасности на дороге. А с другой, водители подчеркивают, что в ближайшем будущем “механика” устареет, и все мы пересядем на автоматы. 

“Чипизация прав – это плюс и соответствие европейским стандартам. Чипы уже закладывают в номерные знаки, что позволяет определять, проходил ли автомобиль техосмотр, угнан ли он. Такой вектор делает работу полиции очень мобильной. Что же касается “автомата” и “механики”, то человек, который изначально обучался на “автомате”, не владеет необходимыми особенностями управления. А с “механики” на “автомат” переучиться просто”, – говорит NEWSONE автоюрист Владимир Караваев.

Меняется и срок действия выданных удостоверений. Водителю придется подтверждать свои навыки каждые 15 лет, а не каждые 30, как сейчас.

Этот аспект – приведение нашего законодательства в соответствие с общепринятыми нормами.  В той же Германии права тоже выдают лишь на 15 лет. В теории, изменение должно позитивно сказаться на тех автомобилистах, кто давно получил водительское удостоверение, но ездит редко. Навыки управления автомобилем быстро теряются, и частая переаттестация повлияет на выявление пробелов. Также законопроект способен отсеять тех, кому эти права “подарили”.

Для водителей автобусов и грузовиков нормы еще более жесткие – пересдача каждые 5 лет и прохождение медкомиссии, включая психиатра. Это изменение объясняют тем, что грузовики и автобусы представляют повышенную опасность на дороге, а сами водители берут на себя ответственность за жизни десятков пассажиров. 

“Непонятно, в каком контексте срок ограничивается именно 15 годами. В Европе ведь не просто ограничения – там все привязано к срокам медосмотра. К примеру, если удостоверению 10 лет, нужно пройти медосмотр. Это отразится в реестре, и срок прав продлевается. Если же у нас снова нужно будет сдавать все экзамены, то это вряд ли позитивно. Я бы таким образом проверял только злостных нарушителей”, – комментирует Караваев.

Также есть риски, что процесс повторных аттестаций будет коррупционным, и люди просто будут платить взятки чаще.

Возрастные ограничения и реестры

Изменения коснутся не только сроков, но и возраста, позволяющего садится за мототранспорт. В законе предлагают утвердить четыре категории. Права на АМ (двигатель до 50 куб. сми А1 (до 125 куб. смможно будет получить с 16 лет. Права на А2 (не более 0,2 кВт/кгвыдадут только совершеннолетним. Более мощные мотоциклы будут доступны только людей старше 20 лет и при условии наличия двухлетнего стажа управления техникой категории А2. Водители автобусов и тягачей смогут получить документы после 24 лет.

Это изменение связано с внедрением европейской практики в Украине и обязательствами перед нашим международными партнерами. В Европейском законодательстве тщательно прописаны категории транспортных средств согласно мощности и весу. Европейцы сперва обучаются вождению мотоциклом с малым объемом двигателя. Это позволяет ездить неопытной молодежи и запрещает ей гонять на байках.

Среди опрошенных водителей есть мнение, что не нужно градировать мототехнику – скорее необходим медосмотр и проверка психического здоровья водителей.

Создадут также новые реестры. Должники попадут в “черный список”. А точнее – в Единый госреестр должников. В сервисных центрах их будут игнорировать. Такое изменение системное и лишь подчеркивает уже наработанные их законах правила. Создадут также реестры центров специального обучения, аттестованных автоинструкторов и автошкол, результатов проверки цистерн. Это позволит легко проверить автошколы и перевозчиков.

“Это тоже следование подписанной директиве с ЕС. Но там есть и пункты о самом процессе проверки знаний. В Европе есть институт независимых экзаменаторов – они несут ответственность за свои решения. Директива четко регламентирует, что категория B должна приниматься на практическом экзамене не менее 40 минут, и указанно, какие именно манипуляции должны быть выполнены. Поэтому хочется, чтобы все нормы были имплементированы”, – говорит Караваев.

Пока нормы лишь на стадии обсуждения, а еще необходимо голосование в Верховной Раде. Сперва в МВД говорили, что Рада рассмотрит законопроект в мае. Но, скорее всего, при самом позитивном итоге нормы заработают только с начала 2020 года.

Новые правила автострахования

Автогражданка – это страхование ответственности водителя за вред, который он может нанести в случае ДТП другим водителям. Ущерб возмещает не виновник, а страховая компания, с которой он заключил договор обязательной автогражданки. Полис обязательно должны иметь все владельцы авто. Изменения, которые вносит новый законопроект, объясняют необоснованными отказами в выплатах пострадавшим. 

Сейчас выплата от страховиков ждет украинца через 90 дней после того, как он подаст заявление. Обычно страховая дотягивает до последнего и начисляет деньги за неделю до конца этого лимита. Согласно законопроекту, деньги должны будут возместить максимум через 2 месяца после ДТП 

Вводится также возможность оформления автогражданки по “упрощенной процедуре”. У страховщиков и потерпевшего будет 10 дней, чтобы договориться о размере и способе выплаты. Если страховщик опаздывает с выплатой, то пострадавший получит на 20% больше положенной суммы.  

Также сейчас на выплату влияет износ автомобиля, которому больше 5-7 лет. Размер износа зависит от возраста, пробега, страны происхождения и даже высоты протектора покрышки. При таком подходе страховка может не покрыть ремонт. Владельцы более возрастных авто получают урезанные компенсации даже если пострадали недавно замененные элементы. 

Страховая компания может не учитывать степень износа автомобиля, но такой полис обойдется на 10–15% дороже обычного. Если законопроект примут, износ учитывать не будут, но при каждом ДТП будут проводить экспертизу о состоянии автомобиля. Сперва хотели обойтись без экспертизы, руководствуясь примером Запада, где страховщики не учитывают износ и полностью оплачивают ремонт. Но у нас эта практика могла бы разорить страховые компании, ведь автомобилям на украинских дорогах в среднем по 20 лет. В Европе же авто утилизируются после 10–12 лет эксплуатации. 

Устанавливается запрет на сдельную компенсацию, франшизу с виновников аварий. Весь ущерб должны будут оплатить страховщики. Все потому, что часто виновники ДТП отказываются выплатить нужную сумму и судятся. А суд – это дорого и времязатратно. Франшизу не отменят сразу. К 2020 году это будет она составит не более 2 тысяч гривен, а после ее вовсе отменят. Также вводится система обязательного “прямого урегулирования”. Украина отходит от добровольной системы, в которую входили 16 страховых компаний.  

Сама страховая сумма будет с каждым годом расти. С 2020 года это 20 миллионов – на один случай и миллион гривен на пострадавшего. А через несколько лет сумма будет увеличена до 100 миллионов гривен. А некоторые выплаты хотят увеличить в 200 раз и уравнять их с европейскими. Возмещение за повреждение автомобиля составит 500 тысяч на одного потерпевшего и два миллиона на один случай. Планируется, что к 2025 году это будет 8 миллионов на потерпевшего и до 16 миллионов на один страховой случай. 

Сейчас моральный ущерб из-за смерти близкого оплачивается в размере почти 50 тысяч гривен, а будут платить 103 тысячи.

Что будет с ценами на полисы

Опрошенные NEWSONE водители считают, что новшества позитивны, ведь пострадавшие смогут быстрее получить свои деньги, и сами выплаты станут больше. Эксперты прогнозируют: если сейчас компенсация за ущерб имуществу и здоровью в среднем составляет 15-25 тысяч гривен, то суммы вырастут до 20-30 тысяч. 

“Движение правильное. Наши страховки и компенсации не позволяют восстановить авто после ДТП. Человеку приходится около половины суммы оплачивать из своего кармана. И то, что касается старых деталей – это пережиток прошлого. Где вы видели старые детали? Повреждается только часть кузова. Можно только приветствовать эти изменения. Дай Бог, чтобы законопроект приняли хотя бы приближенно в том виде, в котором он прописан”, – говорит Караваев. 

По сути, каждая страховая компания сможет устанавливать свои цены, отталкиваясь от убытков в конкретной ситуации.  Благодаря повышению лимитов у страховых компаний есть хороший шанс подкорректировать свою тарифную политику. Но экспертиза авто после каждого ДТП существенно увеличивает затраты страховой компании. Кроме того, это времязатратно. А так как опоздание с возмещением потерпевшему чревато оплатой ему дополнительных 20%, возможно злоупотребление и затягивание. Некоторые юристы ради доплаты могут отправиться в суд, а тогда компании придется заплатить еще больше – и за судебный процесс.

В пояснительной записке к проекту закона написали, что увеличения стоимости полиса не произойдет. А вот автоэксперты и юристы рассказали NEWSONE обратное. Ведь если компенсации станут больше, и нужно будет при каждом случае проводить экспертизы, услуги страховых компаний подорожают. С другой стороны, в финансовом плане для водителей все не так плохо. Удержать стоимость полиса на прежнем уровне могла бы высокая конкуренция на рынке. Если одна страховая поднимет тарифы до 25%, то другие ради привлечения клиентов могут вообще не поднимать цены, либо же допустить небольшое подорожание в 5%.

К тому же, автогражданка и так дорожает. Если в 2017 году без льгот полис можно было купить за тысячу гривен, то уже в прошлом – за 1200. Эксперты говорят, что полисы в этом году будут стоить около 1500 гривен. Страховщики считают, что после пересмотра коэффициентов автогражданка подорожает на 20-25%. Опрошенные NEWSONE водители сходятся на том, что подорожание даже на треть для них не было бы критичным, учитывая плюсы законопроекта. 

Также в начале лета автомобилисты могут получить новые ценники на полисы. В Нацкомфинуслуг решили сразу на треть повысить размер максимальной компенсации и переписали коэффициенты для расчета стоимости страховки. Раньше цена полисов зависела от места регистрации транспортного средства, а теперь важно будет место жительства владельца автомобиля. Вырастут расценки и для автомобилей на иностранной регистрации: для них прежний коэффициент в 4 поднимают до 10. Но это лишь верхняя граница, и не факт, что именно ее учтут страховщики. 

Эксперты прогнозируют: учитывая приближающиеся парламентские выборы, рассмотреть законопроект 10196 смогут, в лучшем случаеближе к концу года. Но шансы на его принятие очень высоки. 

Электронный полис

В июле новые правила позволят некоторым страховщикам снизить цены на электронные полисы до 10%. Приобрести автогражданку полностью онлайн уже можно более года. На сайте МТСБУ есть возможность сразу проверить легальность оформленного полиса и получить данные о страховщике, который его выдал. Электронный полис нельзя испортить или потерять – это его главный плюс.

Украинские страховые компании выдали своим клиентам уже около 300 тысяч электронных полисов, но водителей продолжают штрафовать на 400 гривен за отсутствие у них бумажной” версии. Дело в том, что формально не было определено, как полиция должна проверять такой документ.

Правительство утвердило предложенный Нацкомфинуслуг проект постановления, которым наконец обязало патрульную полицию признавать электронные полисы автогражданки. Базу МТСБУ интегрируют с базой МВД, и подтвердить наличие полиса можно будет с помощью смартфона, планшета или ноутбука.

Кстати, эксперты подчеркивают, что в рамках введения видеофиксации в Украине планируют разработать цифровое отслеживание авто без “автогражданки”. Если программа обнаружит, что у авто не будет полиса, сразу штрафы приходить не будут. Через 10 дней после зафиксированного нарушения система снова проверит, оформил ли человек полис. И уже потом его может ждать наказание.

Изменения ждут водителей ближе к концу нынешнего года либо в начале следующего. Почти все они чреваты определенным ударом по кошельку украинцев. И все же – позитивны для безопасности на дорогах, что в перспективе должно обеспечить сохранность этого кошелька.

По материалам сайта  newsone.ua

АСК «Омега» — 25 років надійного страхового захисту

08.11.2019

АСК «Омега» переуклала договори страхування з великими підприємствами

30.10.2019

АСК «Омега» виплатила 29 784 грн. за Договором обов’язкового страхування від нещасного випадку на транспорті

29.10.2019

В Україні створюють електронні водійські права

24.10.2019